суббота, 8 декабря 2012 г.

Как стать ландшафтным дизайнером

В поисках работы к нам, в "Мастерскую садовых искусств", часто заходят молодые выпускники украинских вузов, окончившие факультеты ландшафтного дизайна, биологии или агрономии. Большинство из них сразу же заявляют: "... хочу стать дизайнером, рисовать проекты на компьютере, общаться с заказчиком... но, растений особо не знаю... и, собственно, зачем - в питомниках подберут что надо... да, копаться в земле я не намерен - не для того я пять лет учился в институте..." примерно так они начинают беседу с потенциальным работодателем. Из дальнейшего разговора понимаешь, что молодые люди впустую потратили пять лет своей жизни, так и не сумев вобрать в себя необходимые для профессии знания, умения, опыт, и, что самое главное - любовь к своему делу. И дело вовсе  не в бесталанности и нерадивости студиозусов... так их учат.
Я уверен, что учиться штучным профессиям типа ландшафтного дизайнера, огранщика алмазов, архитектора, снайпера и т.д., в которых от индивидуальности мастера, уникальности работ и качества их выполнения зависит репутация и немалый доход, нужно совершенно по иному.
Идеальной моделью обучения я считаю средневековую цеховую модель мастер-подмастерье. Постараюсь донести свое видение проблемы на примере: допустим, молодой человек хочет связать свою жизнь с ландшафтным дизайном. По-моему, первое, что он должен сделать, это побыстрее найти востребованную на рынке ландшафтную компанию и устроиться туда разнорабочим. За несколько месяцев "работы лопатой", молодой человек проверит свои желания на прочность, не понаслышке прочувствовав все ньюансы выбранной им профессии.
В случае, если желание стать дизайнером не увянет, молодой человек должен посвятить все силы учебе. Днем - работа на участках, вечером - зубреж ботаники, агрохимии, теории искусств и дизайна, а также латыни и английского, изучение специальных компьютерных программ и т.д..
Если молодой человек будет старателен в работе и самообразовании, то его обязательно заметят (что бы не говорили пессимисты) и начнут доверять более сложную и ответственную работу. Теперь он сможет лично советоваться с дизайнерами и восполнять теоретические пробелы в образовании.  За пару лет работы в подмастерьях у серьезного дизайнера он не только получит багаж необходимых знаний и умений, но и занимаясь любимым делом, накопит немного денег.
Теперь, главное для него - не останавливаясь на достигнутом начать делать себе имя и перейти на качественно иной уровень обучения. Я рекомендую молодым людям копить зарабатываемые деньги для того, чтобы потратить их на обучение за границей. Недавно появились дистанционные оксфордские курсы ландшафтных дизайнеров, на которых преподают многие корифеи дизайна с мировым именем, в числе которых: Джон Брукс, Хилари Томас, Девид Остин и др. Это обучение хоть и обойдется не дешево, но позволит вам получить такие знания, которые вы не получите нигде более. Кроме того, учиться вы сможете без отрыва от работы. Есть и бесплатные обучающие курсы от ведущих мировых университетов - было бы желание.
Итак, как вы видите, за 4-5 лет, молодые люди могут своими силами получить глубочайшие знания и опыт в профессии ландшафтного дизайнера, научатся зарабатывать деньги и заслужат оксфордский диплом. Главное - любить то, чем ты занимаешься, быть настойчивым, терпеливым и никогда не переставать учиться.

пятница, 23 ноября 2012 г.

Раритеты садового искусства - партер

Партер был главным элементом дворцовых садов Европы в 17-18 веках. Мода на него началась с того, что гениальный Андре Ленотр, работая над проектом садов замка Во-ле-Виконт, принадлежавшего, в то время, фавориту Людовика четырнадцатого, Николя Фуке, сделал партер центром садовой композиции. И, не смотря на то, что сразу же после завершения строительства замка Фуке был арестован, король был в восхищении от идей Ленотра, пригласив мастера для строительства Версаля. Резиденция французских королей, как известно, до сих пор изобилует потрясающими воображение партерами и их более вычурными разновидностями: бродери и арабесками.
Партер, в классическом определении - это пространство сада, находящееся напротив какой-либо значимой видовой точки (как правило, это 2-й этаж здания) дворца, замка или поместья. Партер являет собой композицию из живых (цветники, газон) и неживых (песок, гравий, скульптуры) элементов, окаймленных живым бордюром (обычно - из буксуса). 
Более "демократичным" видом партера, стал британский узловой сад, не требующий колоссальных капиталовложений, но, безусловно, ставший мерилом мастерства английских садовников. 
В наш век живые ковры партеров могут позволить себе, как и прежде, лишь очень богатые люди. Специалистов, способных создать настоящий дворцовый партер, можно перечесть на пальцах одной руки. Достаточно знаменит лишь один из них - Жак Сегерс, личность безусловно уникальная, чьими талантами и достижениями можно только восхищаться. 

Ниже, я позволю себе привести отрывок из его интервью с журналисткой Ольгой Сметанской:
"...
- Городок, в котором находится мой питомник декоративных растений, располагается в 45 километрах от Парижа и называется Сент-Фиакр, - рассказывает Жак Сегерс - И это символично, так как по легенде святой Фиакр покровительствовал садовникам. Питомник, хоть и небольшой (всего 20 гектаров), но знаменит на весь мир. "Живые" ковры моего дизайна и из моих растений украшают самые красивые усадьбы.

- Какой самый дорогой ковер вы создали?

- Он стоил миллион евро. Это был заказ молодого французского аристократа. В основе узора - арабские орнаменты, воссозданные из лаванды, вечнозеленого самшита и первоцветов. Ковер длиной 50 метров и шириной 20 был высажен перед входом в замок.

- Вы даете гарантию на свое произведение искусства?

- Такой ковер 20-30 лет будет выглядеть безупречно, если за ним правильно ухаживать: своевременно пересаживать растения в строгом соответствии с архитектурным эскизом, не давать прорасти сорнякам... Однако ничего вечного нет.

- Заказчики просили вас когда-нибудь подписывать бумагу о том, что созданный для них ковер вы никогда больше не повторите?

- Еще ни разу в жизни я не сделал двух одинаковых ковров! И вовсе не потому, что давал какие-то клятвы своим клиентам. Тираж мне просто не интересен.

- Для кого из знаменитостей вы делали самый оригинальный ковер?

- Наверное, для Кристиана Диора. В начале 1990-х знаменитый кутюрье запустил линию косметики для женщин. Поэтому на ковре рядом с портретом девушки изображена косметичка с последними новинками - тенями, румянами... Ковер-картина создан из белой мраморной крошки, в некоторых местах тонированной кирпичной пудрой. Декоративная косметика - тени, румяна, пудра - воссозданы с помощью голубых, розовых, сиреневых гортензий. Диор, увидев созданное мною панно, пришел в восторг! Заказ ему обошелся в 20 тысяч долларов.

- Чем вы удивляли арабских шейхов?

- Самшитовыми коврами, декорированными цветочными узорами. Арабы любят все яркое.

- Жак Ширак (президент Франции в 1995-2007 годах) что-то заказывал у вас?

- Самшитовые бордюры для своего родового замка. Точно такие попросила сделать и Катрин Денев для своей виллы, которая находилась в 50 километрах от Парижа. Такие бордюры не только служат декором аллей, но и способствуют поддержанию чистоты. Обычно в дорогих усадьбах есть центральная аллея, где прогуливаются хозяева, домочадцы и гости, а боковыми аллеями пользуется остальной персонал.
Садовник, к примеру, может пройти по аллее в грязных ботинках, благодаря же бордюрам грязь не перенесется на центральную даже в случае ливня или сильного ветра. Кроме того, вечнозеленые бордюры украшают территорию замка и зимой. Очень популярны и тоже практичны зеленые террасы в пентхаусах знаменитостей. Мировые звезды наблюдают за всеми, но их самих при этом не видно.

- Чем вас угощал Жак Ширак, когда вы работали у него на вилле?

- Никаких угощений не было. Работали мы обычно в то время, когда президента не было дома. Но однажды Жак Ширак приехал раньше обычного, подошел ко мне, крепко пожал руку и сказал: "Здравствуй, друг! Ты - волшебник". Этот день я никогда не забуду (улыбается).

- С нынешним президентом Франции Николя Саркози вы знакомы?

- Нет. Но он мои работы хорошо знает, ведь я оформлял парк Елисейского дворца - резиденции президента в Париже. Там есть большая поляна, на которой обычно в летнее время устраиваются встречи глав государств, я ее декорировал. Кстати, и те прекрасные аллеи, где потом они прогуливаются, тоже. Президенты меняются, а дворец остается.

- Вам приходилось когда-нибудь делать невозможное?

- И не раз (улыбается). Думаю, в этом кроется секрет моего профессионального успеха. Многие вещи я делал впервые, порою понятия не имея, с чего начать. Это был своего рода экстрим. Каждый раз, когда меня спрашивали: "Вы могли бы..." - я отвечал... "Да!" И хотя у меня три высших образования, считаю себя самоучкой, а главный мой учитель - Эксперимент.
Прошлым летом в Париже снимали фильм и попросили меня на одном и том же ландшафте создать четыре времени года. С летом проблем не возникало, так как оно было в самом разгаре. Осень я иллюстрировал, слегка подкрасив бурой краской листочки на деревьях и кустарниках. Для воссоздания зимнего пейзажа мой сын обрезал все листики на растениях, а ветки мы покрыли белоснежным муссом, подобным пене для бритья. Больше всего пришлось повозиться с весной - в течение нескольких часов мы прикрепляли на кусты бутоны роз.
Дизайнером становится тот, кто способен принимать смелые нестандартные решения и для кого не существует слова "невозможно"...."

вторник, 20 ноября 2012 г.

Сад как экосистема. Изготовление компоста и биогумуса

Чтобы вырастить прекрасный сад, вам, прежде всего, стоит позаботиться о плодородии вашей почвы. Постепенно, осознав гибельность чрезмерного внесения минеральных удобрений, садоводы всего мира переходят к наиболее рациональным, естественным методам "землетворения", используя для создания плодородной почвы компостные кучи, эффективные микроорганизмы (ЭМ) и специально выведенных для этих целей червей.
Компостная куча - неотъемлемый атрибут хорошего сада. Как мне кажется, лучшим ее видом является классическая двухсекционная, изготовленная из дерева, либо сложенная из кирпича. 
 Есть три главных фактора, влияющих на скорость и качество приготовления гумуса: правильность закладки слоев (сорняки - навоз - зола - земля), постоянно поддерживаемая влажность (для увлажнения должна использоваться вода не содержащая хлор) и регулярное (раз в 3 месяца) переворачивание содержимого кучи. Для ускорения процесса, могут быть использованы ЭМ-препараты, в разы повышающие содержание полезных микроорганизмов в компосте.
Еще одной технологией, позволяющей естественным путем и в сжатые сроки получить высококачественный гумус, является использование специально выведенных разновидностей червей (Eisenia foetida). Плюсом данного метода является то, что черви очень быстро перерабатывают любой органический мусор, включая бумагу, ткани, продукты жизнедеятельности животных, гнилые плоды, сорняки и т.д.
Технология использования червей "Старатель", выведенных известным российским ученым, профессором Анатолием Михайловичем Игониным, подробно и доступно разъяснена в нижеприведенном видеоролике.


Завершая данную тему, я хотел бы предостеречь вас от небрежности. Делайте все правильно с самого начала - пусть вид вашей компостной кучи не смущает гостей, а вызывает их неподдельный интерес и желание наследовать ваш опыт, а червячная гряда, укрытая и огражденная, станет украшением заднего двора. Любой элемент вашего сада должен быть функционален и эстетичен в равной мере, только тогда работа в саду не будет обременительной. Начните с малого, делайте все качественно и очень скоро вы достигните совершенства.

пятница, 16 ноября 2012 г.

Садовые путешествия: Сад дикой природы в лондонском Музее естествознания

Землей обетованной для всех любителей естествознания, и меня в том числе, является лондонский Музей естественной истории, в стенах которого до сих пор жив тот дух науки и странствий, что в далекие детские годы проникал в наши сердца со страниц романов Герберта Уэллса, побуждая нас учиться и исследовать окружающий мир в поисках знаний, тайн и великих открытий. 
О редчайших биологических коллекциях музея можно говорить бесконечно долго, однако, сейчас я хотел бы рассказать о великолепном Саде дикой природы - живой экспозиции, созданной специально для того, чтобы показать посетителям наиболее эффективные  садовые решения, призванные обеспечить  гармоничное сосуществования человека с иными, окружающими его формами жизни.
Чтобы найти в Сад дикой природы (Wildlife Garden), нужно при входе в Музей естествознания (вход в него бесплатный, как, впрочем, и в любой другой серьезный британский музей) повернуть налево и, пройдя через оранжевую зону и Центр Дарвина, выйти через автоматические стеклянные двери. Сад разделен на несколько зон, каждая из которых является ареалом обитания для определенных видов животных и растений - всего в саду  мирно сосуществуют около 1000 видов!
Уверен, всем садоводам будет интересно узнать, какими должны быть по-настоящему правильные, детально выверенные с научной и любых других точек зрения: живые изгороди, теплицы, птичники, пруды, кормушки, компостные кучи, укрытия для насекомых, жаб, летучих мышей... а, также, сотни других решений, превращающих сад в настоящий оазис дикой жизни.
Сад дикой природы учит наблюдать за окружающим миром, наслаждаться его красотой и учиться мудрой рациональности простых вещей. Это действительно уникальное место, где любовь к природе соединилась с научным подходом и многовековыми традициями садоводства.

воскресенье, 11 ноября 2012 г.

Садовые путешествия: Музей садоводства в Лондоне

Вернувшись из Лондона, я, как всегда, переполнен новыми приятными впечатлениями, источником которых, по большей части, является крайне бережное отношение британцев к окружающему миру, воплощаемое ими в садах, парках, скверах и лужайках.
Если вы хотите увидеть самые смелые проекты озеленения мегаполисов, или же, прочувствовать атмосферу старых лондонских садиков, вам стоит заглянуть в лондонский Музей садоводства
Найти музей не сложно - он находится в самом центре Лондона (Lambeth Palace Rd, London SE1 7LB), напротив Вестминстера. Вы упретесь музейную ограду, стоит лишь перейти Темзу по Ламбетскому мосту, который, кстати, тоже имеет некоторое отношение к садоводству - в обоих концах моста находятся скульптуры ананасов в честь Дж. Традесканта (младшего), первого садовода, сумевшего вырастить ананасы в Англии.
Когда-то здание музея было небольшой церквушкой, внутренности которой перепланировали, оставив нетронутым фасад и красивые витражные окна.
Обратившись к служителям музея, вы получите доступ к огромному количеству садовых каталогов и ботанических коллекций, а, также, в высшей мере квалифицированный ответ на любой вопрос, касающийся садоводства и ландшафтного дизайна в Британии. 
На стенах развешено множество проектов, отражающих прошлое, настоящее и будущее благоустройства Лондона. Мне особенно понравился проект озеленения автобусных остановок.
Через музейный кафетерий, наполненный ароматами чая и домашней выпечки, можно попасть в небольшой сад, заложенный основателями музея, оформленный в стиле традиционных лондонских городских садов конца 19 века, знакомых нам из советских фильмов о Шерлоке Холмсе: оплетенные виноградом стены, множество топиари, сокрытые беседки и непременный барельеф с изображением Зеленого Человека.
При музее имеется небольшой магазин, наполненный книгами, утварью и садовым инструментом, сделанным вручную, а, также, прочими замечательными мелочами, превращающими работу в саду в увлекательное хобби.
Посетив музей, вы получите множество новых знаний и вдохновляющих впечатлений, погрузившись в неторопливую атмосферу истинного британского садового искусства.

вторник, 30 октября 2012 г.

Сад как экосистема. Первые шаги

Хороший сад, в моем понимании, должен обязательно являть собой то, что в научном мире именуют "биоценоз" -  динамическую, способную к саморегулированию систему, компоненты которой тесно взаимосвязаны. Естественное сосуществование животных, растений, грибов,  микроорганизмов наполняет лучшие сады особыми флюидами изобилия и непрерывности жизни, благодаря чему в них так приятно находиться.
 Создание экосистемы в собственном саду следует начинать с трех простых вещей: изготовления компоста, ограничения использования химикатов, а, также,  привлечения в сад птиц и насекомых. С первыми двумя пунктами все вроде бы понятно, да и информации в рунете огромное количество. С последним - немного сложнее... заманивать в сад полезную животину лучше всего с помощью специальных садовых наборов, которые в Британии называются "Wildlife Havens". Они состоят из трех компонентов: нашего родного скворечника, кормушки для птиц и домика для насекомых (один из видов т.н. "пчелиного отеля", о котором рассказывалось в одном из предыдущих постов). 
Подобные форпосты садовой фауны не трудно сделать самостоятельно, хотя, можно заказать и готовые дизайнерские наборы (есть и такие) в специальных садовых бутиках.
Не лишними в вашем саду будет специальные поилки для птиц, их, из опыта, лучше не подвешивать на деревьях, а устанавливать стационарно.
Создание экосистемы в собственном саду - процесс настолько увлекательный, что, со временем, вы будете проводить долгие часы, наблюдая за тем, как ёжики воруют упавшие фрукты, бабочки исполняют на клумбах свои чарующие танцы, а соловьи встречают ночь восхитительными песнями. Ваш сад станет самодостаточным и вы ощутите себя его частью... наиважнейшей частью - его Творцом.

вторник, 23 октября 2012 г.

Раритеты садового искусства - берсо

Всего, существует около сотни классических садовых элементов, большая часть которых, на сегодняшний день, незаслуженно забыта ландшафтными архитекторами. На то есть множество причин, но, все же, главным фактором забытья является тот факт, что клиенты ландшафтных компаний не готовы вкладывать немалые средства в масштабные проекты, результаты которых будут видны лишь через 10-15 лет. 
Однако, ландшафтный дизайнер навсегда останется обычным ремесленником, если не освоит все классические садовые приемы, одним из которых является берсо - неотъемлемая часть садов и парков эпохи барокко.
 Садовые берсо (фр. berceau) – это крытые аллеи, которые образованы с помощью соединенных между собой полусферических каркасов из дерева или металла, на которых смыкаются кроны деревьев. Высота берсо может составлять несколько десятков метров.
Основой берсо служат 3-5 летние посадки липы или граба.  Иногда, зеленые своды формируют простой стрижкой без использования каркаса - это значительно снижает стоимость берсо, однако требует высочайшей квалификации ландшафтных специалистов.

суббота, 20 октября 2012 г.

Газон в плодовом саду

Многие клиенты нашей ландшафтной компании хотели бы видеть на своих участках не только декоративные зоны, но и плодовый сад, который будет радовать их изобилием фруктов и ягод.
 Среди специалистов многие годы идут жаркие споры о том, что делать с почвой  в саду - засеивать ее травой или держать под черным паром - регулярно рыхлить, удобрять, пропалывать?
Опираясь на собственный опыт, равно как и на многовековые традиции европейского садоводства, мы рекомендуем задернение сада с помощью теневыносливой газонной травы. Вот наши аргументы: травяной покров зимой защищает почву от переохлаждения, летом - от перегрева; корневая система трав улучшает структуру почвы - под газоном она практически не уплотняется; систематическое использование газонокосилки (с функцией мульчирования) значительно уменьшает вносимое количество органических и, что действительно важно, минеральных удобрений, и, наконец - деревья и кустарники в условиях задернения более устойчивы к болезням и вредителям - это позволяет отказаться от многих химических мер защиты.
Следует отметить, что в яблоневых садах плотный газон под деревьями просто необходим для того, чтобы сохранять опавшие яблоки. Традиционно, в Старом Свете, для подачи на стол и изготовления кальвадоса их не собирают с деревьев. В яблоке на дереве много крахмала, но мало сахара. Только в опавших яблоках, лежащих на земле, крахмал превращается в сахар. 
 При обустройстве газона в плодовом саду следует учитывать некоторые нюансы: во-первых, приствольный круг лучше отделить от газона бордюрной лентой и замульчировать корой (или оставить под паром), во вторых - траву в саду желательно стричь высоко. Это необходимо не только для того, чтобы яблоки меньше бились, падая в нее, есть еще одна причина: чем выше трава, тем глубже ее корни - тем реже газон нужно поливать в засушливые дни. 
Да, есть еще одна причина задернить ваш сад - в обрамлении зеленой травы плодовые деревья выглядят гораздо привлекательнее и бродить газону приятно в любую погоду.

пятница, 19 октября 2012 г.

Воспитание хорошего садового вкуса

 Садами нужно уметь наслаждаться. Точно, как профан, взращенный на портвейне "777", не может сразу оценить вкус прекрасного вина, а обыватель, чье музыкальное образование ограничено радиоприемником в машине, вряд ли оценит звучание "Вариаций Гольдберга" в исполнении Ицхака Перлмана, так же и городской житель, чья жизнь проходит среди толчеи кварталов мегаполиса, впервые попав в выдающийся сад не сможет в полной мере впитать всю прелесть этого рукотворного живого чуда.
 Чтобы насладиться чем-то поистине великим в полной мере, нужно истончить свой вкус, регулярно воспитывая его на множестве образчиков постигаемого предмета, будь то музыка, кулинария, живопись или же, как в нашем случае, прекрасные сады. Нужны годы и практика.
 Хороший садовый вкус лучше формировать в зрелом возрасте, взращивая его на шедеврах садового зодчества Соединенного Королевства, ибо, нигде в мире вы не найдете такого количества старых садов, как на Туманном Альбионе, уже многие столетия не знавшем ни войн, не революций, ни особых потрясений. Огромные прибыли, получаемые за счет колоний в викторианскую эпоху, позволили британской аристократии вкладывать колоссальные средства в создание действительно великих садов и парков. 
Первым садом, с которым я хотел бы вас познакомить, является Broughton Grange - ландшафтный парк в Оксфордшире.
До покупки нынешним владельцем в 1992 году, Broughton Grange в течении двух веков принадлежал древнему роду Моррелл. Сады Бротон обязаны своей планировкой ландшафтному стилю Gardenesque, появившемуся во времена правления королевы Виктории с легкой руки гениального Джона Лудона, который писал, что традиционный пейзажный парк был имитацией природы в ее «диком» состоянии, так как «садовый» Gardenesque стиль тоже есть подражание природе, но природы улучшенной или облагороженной согласно воле и желанию человека.  Очень скоро термин «садовый» стал использоваться как синоним для высокоорганизованного  сада с многочисленными экзотами, скульптурой, разностильными павильонами, фонтанами, мостиками и другими элементами артефактов-экспонатов. Сад в то время рассматривался как законченное произведение искусства, в котором не должно было быть даже намека на «неорганизованную» природу. Использование в викторианских садах сложных topiary  как нельзя кстати подходило к «организованному» саду и в полной мере демонстрировало власть человека над природой.
Изменения  в Broughton Grange начались в 2001 году, когда ландшафтному архитектору Тому Стюарту-Смиту было предложено превратить шесть акров полей южной стороны парка в сад. Он прекрасно справился с поставленной задачей, создав впечатляющий новый сад с тремя индивидуально оформленными террасами, гармонично вливающийся в окружающий его сельский пейзаж. Начиная с 2003 года, в садах Бротон была начато расширение коллекции растений - теперь она колоссальна, занимая площадь около 80 гектаров коллекция включает в себя множество редчайших видов.
 Сейчас Broughton Grange занимает площадь 350 акров и является одним из самых значительных частных садов Великобритании, ворота которого открыты для посетителей с 2004 года в рамках программы Национальный сад (NGS).

вторник, 16 октября 2012 г.

Фильм о разумности растений

В приведенном ниже фильме показаны удивительные свойства растений, которые можно объяснить только наличием разума в этом царстве.
В разумность растений верят многие ботаники. В прошлом веке известный американский селекционер Лютер Бёрбанк, создавая новый сорт, просто подолгу беседовал с растением. Например, чтобы создать сорт неколючего кактуса, он много раз повторял побегам: "Колючки вам не нужны, бояться вам нечего. Я защищу вас." Это было единственным его методом. Можно не верить этому, считать это чудом, но сорт, известный до того своими шипами, стал расти без шипов и передал это свойство потомству. Тем же методом Бурбанк вывел новый сорт картофеля, скороспелые сливы, разные виды цветов, плодовых деревьев, многие из которых носят его имя и по сей день... И всего этого он добивался, просто разговаривая с побегами, запросто общаясь с ними как с существами сознательными и разумными.

Мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности (т.е. гуманизм), безусловно, помогло человечеству заселить весь земной шар и стать вершиной пищевой цепочки, но, за те тысячелетия, когда под влиянием авраамических религий росла и крепла нынешняя цивилизация, мы совершенно утратили уважение к иным формам земной жизни. Вера в "неразумность" животных, а уж, тем более, растений помогает человечеству уничтожать их миллионами в соответствии со своими нуждами, не испытывая ни раскаяния ни сострадания. 
Однако, достигнув пика видового доминирования, нам следует задуматься и о личностной эволюции. Только разглядев разум в всем многообразии жизненных форм, обитающих на нашей планете, научившись уважать их, мы сможем остановить тот процесс разрушения Земли, который запустил человек, став "властелином мира".