пятница, 23 ноября 2012 г.

Раритеты садового искусства - партер

Партер был главным элементом дворцовых садов Европы в 17-18 веках. Мода на него началась с того, что гениальный Андре Ленотр, работая над проектом садов замка Во-ле-Виконт, принадлежавшего, в то время, фавориту Людовика четырнадцатого, Николя Фуке, сделал партер центром садовой композиции. И, не смотря на то, что сразу же после завершения строительства замка Фуке был арестован, король был в восхищении от идей Ленотра, пригласив мастера для строительства Версаля. Резиденция французских королей, как известно, до сих пор изобилует потрясающими воображение партерами и их более вычурными разновидностями: бродери и арабесками.
Партер, в классическом определении - это пространство сада, находящееся напротив какой-либо значимой видовой точки (как правило, это 2-й этаж здания) дворца, замка или поместья. Партер являет собой композицию из живых (цветники, газон) и неживых (песок, гравий, скульптуры) элементов, окаймленных живым бордюром (обычно - из буксуса). 
Более "демократичным" видом партера, стал британский узловой сад, не требующий колоссальных капиталовложений, но, безусловно, ставший мерилом мастерства английских садовников. 
В наш век живые ковры партеров могут позволить себе, как и прежде, лишь очень богатые люди. Специалистов, способных создать настоящий дворцовый партер, можно перечесть на пальцах одной руки. Достаточно знаменит лишь один из них - Жак Сегерс, личность безусловно уникальная, чьими талантами и достижениями можно только восхищаться. 

Ниже, я позволю себе привести отрывок из его интервью с журналисткой Ольгой Сметанской:
"...
- Городок, в котором находится мой питомник декоративных растений, располагается в 45 километрах от Парижа и называется Сент-Фиакр, - рассказывает Жак Сегерс - И это символично, так как по легенде святой Фиакр покровительствовал садовникам. Питомник, хоть и небольшой (всего 20 гектаров), но знаменит на весь мир. "Живые" ковры моего дизайна и из моих растений украшают самые красивые усадьбы.

- Какой самый дорогой ковер вы создали?

- Он стоил миллион евро. Это был заказ молодого французского аристократа. В основе узора - арабские орнаменты, воссозданные из лаванды, вечнозеленого самшита и первоцветов. Ковер длиной 50 метров и шириной 20 был высажен перед входом в замок.

- Вы даете гарантию на свое произведение искусства?

- Такой ковер 20-30 лет будет выглядеть безупречно, если за ним правильно ухаживать: своевременно пересаживать растения в строгом соответствии с архитектурным эскизом, не давать прорасти сорнякам... Однако ничего вечного нет.

- Заказчики просили вас когда-нибудь подписывать бумагу о том, что созданный для них ковер вы никогда больше не повторите?

- Еще ни разу в жизни я не сделал двух одинаковых ковров! И вовсе не потому, что давал какие-то клятвы своим клиентам. Тираж мне просто не интересен.

- Для кого из знаменитостей вы делали самый оригинальный ковер?

- Наверное, для Кристиана Диора. В начале 1990-х знаменитый кутюрье запустил линию косметики для женщин. Поэтому на ковре рядом с портретом девушки изображена косметичка с последними новинками - тенями, румянами... Ковер-картина создан из белой мраморной крошки, в некоторых местах тонированной кирпичной пудрой. Декоративная косметика - тени, румяна, пудра - воссозданы с помощью голубых, розовых, сиреневых гортензий. Диор, увидев созданное мною панно, пришел в восторг! Заказ ему обошелся в 20 тысяч долларов.

- Чем вы удивляли арабских шейхов?

- Самшитовыми коврами, декорированными цветочными узорами. Арабы любят все яркое.

- Жак Ширак (президент Франции в 1995-2007 годах) что-то заказывал у вас?

- Самшитовые бордюры для своего родового замка. Точно такие попросила сделать и Катрин Денев для своей виллы, которая находилась в 50 километрах от Парижа. Такие бордюры не только служат декором аллей, но и способствуют поддержанию чистоты. Обычно в дорогих усадьбах есть центральная аллея, где прогуливаются хозяева, домочадцы и гости, а боковыми аллеями пользуется остальной персонал.
Садовник, к примеру, может пройти по аллее в грязных ботинках, благодаря же бордюрам грязь не перенесется на центральную даже в случае ливня или сильного ветра. Кроме того, вечнозеленые бордюры украшают территорию замка и зимой. Очень популярны и тоже практичны зеленые террасы в пентхаусах знаменитостей. Мировые звезды наблюдают за всеми, но их самих при этом не видно.

- Чем вас угощал Жак Ширак, когда вы работали у него на вилле?

- Никаких угощений не было. Работали мы обычно в то время, когда президента не было дома. Но однажды Жак Ширак приехал раньше обычного, подошел ко мне, крепко пожал руку и сказал: "Здравствуй, друг! Ты - волшебник". Этот день я никогда не забуду (улыбается).

- С нынешним президентом Франции Николя Саркози вы знакомы?

- Нет. Но он мои работы хорошо знает, ведь я оформлял парк Елисейского дворца - резиденции президента в Париже. Там есть большая поляна, на которой обычно в летнее время устраиваются встречи глав государств, я ее декорировал. Кстати, и те прекрасные аллеи, где потом они прогуливаются, тоже. Президенты меняются, а дворец остается.

- Вам приходилось когда-нибудь делать невозможное?

- И не раз (улыбается). Думаю, в этом кроется секрет моего профессионального успеха. Многие вещи я делал впервые, порою понятия не имея, с чего начать. Это был своего рода экстрим. Каждый раз, когда меня спрашивали: "Вы могли бы..." - я отвечал... "Да!" И хотя у меня три высших образования, считаю себя самоучкой, а главный мой учитель - Эксперимент.
Прошлым летом в Париже снимали фильм и попросили меня на одном и том же ландшафте создать четыре времени года. С летом проблем не возникало, так как оно было в самом разгаре. Осень я иллюстрировал, слегка подкрасив бурой краской листочки на деревьях и кустарниках. Для воссоздания зимнего пейзажа мой сын обрезал все листики на растениях, а ветки мы покрыли белоснежным муссом, подобным пене для бритья. Больше всего пришлось повозиться с весной - в течение нескольких часов мы прикрепляли на кусты бутоны роз.
Дизайнером становится тот, кто способен принимать смелые нестандартные решения и для кого не существует слова "невозможно"...."

Комментариев нет: