воскресенье, 31 июля 2011 г.

Борьба с повиликой

На прошлой неделе я заметил, что живую изгородь, которую я холил и лелеял два года, атаковала повилика. Один куст бирючины явно выделялся из общего числа - часть его листочков пожелтела и осыпалась, новая поросль после стрижки и не думала появляться. Изгородь у меня достаточно длинная (более 70 метров) и, поначалу, я не обращал внимание на то, что твориться с одним из кустов, но, на прошлой неделе, раздвинув ветки погибающего куста, я понял, что дело плохо.
Для тех кто не знает, даю описание монстра, напавшего на мой куст: повилика (Cuscuta - на латыни) - это сорняк, не имеющий ни листьев, не корней. Он появляется из семян, которые выживают в самых тяжелых условиях, не теряя всхожести более 5 лет, и ждет, вынюхивая свою жертву. Следует отметить, что вынюхивает повилика в буквальном смысле, предпочитая паразитировать на определенных видах растений, различая их по запаху. После "наведения на цель", стебель резко удлиняется, повилика присасывается к растению присосками-гаусториями и пьет соки, доводя донора до гибели. Повилику относят к категории карантинных сорняков, все известные мне мануалы советуют бороться с ней одним радикальным способом: пораженные растения уничтожаются (сжигаются, как правило).
Мне совершенно не улыбалось вырубить целый куст, оставив дыру в живой изгороди, поэтому, я начал борьбу, испрользуя самый сложный путь: в течении нескольких часов вся моя семья дотошно выбирала вросшие стебли сорняка, зачастую - с веточками бирючины. В игре с повеликой есть только одно правило - не дать ее семенам созреть, иначе - верный проигрыш. Ежедневно наблюдая за пораженным растением, выбирая малейшие ниточки сорняка, я дал кусту бирючины свободу и возможность жить дальше. В качестве профилактического мероприятия, я думаю накрыть почву под кустом прочной черной полиэтиленовой пленкой, для того, чтобы не дать семенам кускуты возможность прорости.
Насколько я знаю, проблемой борьбы с повиликой занимается профессор гос. университета Пенсильвании Консуэло де Морес, который предлагает воспользоваться способностью сорняка распознвать запахи, для того, чтобы заманивать его в ловушки. В своих исследованиях профессор описывает, как ростки повилики, не замечая обмана, прикреплялись к помеченным запахом томатов кускам резины (томаты повелика страшно любит и предпочитает их всем остальным лакомствам). Вот и я планирую поэксперементировать в этом направлении, используя кусты томата в качестве козленка при охоте на льва.

Комментариев нет: