Какие тайны хранили гениальные садовники Востока? Чем сады мусульман отличаются от всех других? Как самим создать уголок сада в мавританском стиле?
Ответы на эти вопросы я искал, по поручению "Мастерской садовых искусств" (донецкой ландшафтной компании, где имею честь служить), во время своего путешествия к садам Альгамбры, окружающим дворцы Альказар и Аццеру в испанской Гранаде.
Мавританский садовый стиль является прямым наследником древнеарабского, но, при наличии многих схожих деталей, он гораздо изящнее и роскошнее своего предшественника.
Ответы на эти вопросы я искал, по поручению "Мастерской садовых искусств" (донецкой ландшафтной компании, где имею честь служить), во время своего путешествия к садам Альгамбры, окружающим дворцы Альказар и Аццеру в испанской Гранаде.
Мавританский садовый стиль является прямым наследником древнеарабского, но, при наличии многих схожих деталей, он гораздо изящнее и роскошнее своего предшественника.
Как правило, дворцы калифов на территории Европы выглядели следующим образом: внешние сады, окружавшие дворцовые покои, не отличались ни роскошью, не изяществом - это были, как правило, посадки утилитарных плодовых деревьев: инжира, шелковицы, граната, плоды которых шли на стол калифу. Но, по мере приближения к центру дворца - месту, где обитал правитель, картина менялась: мрамор сменял обычный камень, декоративные растения вытесняли утилитарные. Все самое изысканное, редкое и прекрасное приберегалось для внутренних садов (на востоке до сих пор есть традиция нарочно уродовать наружные стены собственных домов и всячески скрывать роскошь внутреннего убранства жилищ, дабы спастись от зависти и сглаза соседей). Внутренние сады были полностью окружены стенами зданий, окна которых выходили сюда же, с окружающим миром обитателей дворцов связывало только бездонное голубое небо над головой. Сейчас, внешние сады от внутренних отделяют боскеты, выстриженные в виде крепостных стен.
Альгамбру начали строить в 1213 году, и, по прошествии 125 лет, взорам предстало чудо, которое Вашингтон Ирвинг, гораздо позднее, назвал "земным раем". Эта цитадель прекрасно сохранилась до наших дней, несмотря на то, что христиане часто перестраивали ее под свои нужды после ухода мавров, и сейчас является мировым достоянием ЮНЕСКО.
Сердцем Альгамбры являются два двора: Альберки и Львиный. Альберки (по-арабски - пруд) вымощен белым мрамором и окружен колонадой, в его центре находится неглубокий прямоугольный водоем (примерно, 10 на 40 метров), ранее предназначавшийся для омовения гранадских халифов. Вокруг водоема, с двух сторон, высажена метровая живая изгородь. (В садах Альгамбры огромное количество живых изгородей и боскетов. Скорее всего, они появились уже в наше время, так как арабы никогда не стригли растения в декоративных целях. В отличие от римских вилл, деревьям и кустарникам у восточных народов никогда не придавали правильные геометрические формы).
Львиный двор весь наполнен клумбами и опоясан мраморной аркадой несравненной красоты. В его центре находился алебастровый фонтан, окруженный 12-ю львами, сейчас львы находятся в отдельном помещении под неусыпным взором испанских охранниц, запрещающих фотографировать каменных кошек.
Чуть в стороне находится сады летней резиденции - Хенералифе, которые были одновременно "дхеннатом" (т.е. райским садом) и огородом, снабжавшим королевский двор продовольствием. От первоначальных садов сохранились только поднимающиеся ступени террасы, на которых они были разбиты.
Комплекс садов включает в себя Патио-де-ла-Асекиа (Двор ручья), в основе композиции которого - длинный бассейн, окружённый цветочными клумбами в обрамлении, опять же, стриженных кустарников. В бассейн сегодня вливаются высокие струи воды, бьющие из основания пешезодной дорожки. Это также противоречит правилам классических мавританских садов, где вода была подобна гладкому зеркалу, в котором отражаются звезды. Как никто другой, древние арабы владели законами прикладной физики воды, применяя свои знания в создании самых совершенных ирригационных систем того времени. Однако, можно говорить о настоящем культе воды у мусульман, в основе которого лежало признание её в качестве главной животворящей силы - символа самой жизни. Культ воды пропитывают атмосферу садов и дворцов Альгамбры таинственным, почти волшебным очарованием.
В декоративных цветниках, у мусульман того времени, было огромное количество совершенно обычных огородных растений, даже сейчас, в клумбах Патио-де-ла-Асекиа я смог найти Petroselínum (петрушку).
"Место для дома с садом следует выбирать на возвышении для лучшего обзора и охраны. Фасад здания должен быть направлен на юг. Колодец или бассейн устроить у главного входа, а ещё лучше, если вместо колодца прорыть канал в тени, посреди сада. По обе стороны его посадить густой вечнозелёный кустарник и немного дальше за ним цветы и вечнозелёные деревья. По краю, вокруг сада, посадить виноградные лозы. Дорожки по центру и беседки также покрыть виноградными лозами. В центре уместно построить беседку, окруженную вьющимися розовыми кустами, миртом и другими видами растений из тех, которые украшают сады. По форме сад должен быть больше в длину, нежели в ширину, дабы не утомлять глаза. Внизу построить комнату для гостей, а также бассейн, невидимый издалека, скрытый в гуще сада. Также уместно построить голубятню, а в доме - небольшую башню, пригодную для жилья. Чтобы жилье было надежнее и безопаснее следует иметь два выхода".
Комментариев нет:
Отправить комментарий