пятница, 23 ноября 2012 г.

Раритеты садового искусства - партер

Партер был главным элементом дворцовых садов Европы в 17-18 веках. Мода на него началась с того, что гениальный Андре Ленотр, работая над проектом садов замка Во-ле-Виконт, принадлежавшего, в то время, фавориту Людовика четырнадцатого, Николя Фуке, сделал партер центром садовой композиции. И, не смотря на то, что сразу же после завершения строительства замка Фуке был арестован, король был в восхищении от идей Ленотра, пригласив мастера для строительства Версаля. Резиденция французских королей, как известно, до сих пор изобилует потрясающими воображение партерами и их более вычурными разновидностями: бродери и арабесками.
Партер, в классическом определении - это пространство сада, находящееся напротив какой-либо значимой видовой точки (как правило, это 2-й этаж здания) дворца, замка или поместья. Партер являет собой композицию из живых (цветники, газон) и неживых (песок, гравий, скульптуры) элементов, окаймленных живым бордюром (обычно - из буксуса). 
Более "демократичным" видом партера, стал британский узловой сад, не требующий колоссальных капиталовложений, но, безусловно, ставший мерилом мастерства английских садовников. 
В наш век живые ковры партеров могут позволить себе, как и прежде, лишь очень богатые люди. Специалистов, способных создать настоящий дворцовый партер, можно перечесть на пальцах одной руки. Достаточно знаменит лишь один из них - Жак Сегерс, личность безусловно уникальная, чьими талантами и достижениями можно только восхищаться. 

Ниже, я позволю себе привести отрывок из его интервью с журналисткой Ольгой Сметанской:
"...
- Городок, в котором находится мой питомник декоративных растений, располагается в 45 километрах от Парижа и называется Сент-Фиакр, - рассказывает Жак Сегерс - И это символично, так как по легенде святой Фиакр покровительствовал садовникам. Питомник, хоть и небольшой (всего 20 гектаров), но знаменит на весь мир. "Живые" ковры моего дизайна и из моих растений украшают самые красивые усадьбы.

- Какой самый дорогой ковер вы создали?

- Он стоил миллион евро. Это был заказ молодого французского аристократа. В основе узора - арабские орнаменты, воссозданные из лаванды, вечнозеленого самшита и первоцветов. Ковер длиной 50 метров и шириной 20 был высажен перед входом в замок.

- Вы даете гарантию на свое произведение искусства?

- Такой ковер 20-30 лет будет выглядеть безупречно, если за ним правильно ухаживать: своевременно пересаживать растения в строгом соответствии с архитектурным эскизом, не давать прорасти сорнякам... Однако ничего вечного нет.

- Заказчики просили вас когда-нибудь подписывать бумагу о том, что созданный для них ковер вы никогда больше не повторите?

- Еще ни разу в жизни я не сделал двух одинаковых ковров! И вовсе не потому, что давал какие-то клятвы своим клиентам. Тираж мне просто не интересен.

- Для кого из знаменитостей вы делали самый оригинальный ковер?

- Наверное, для Кристиана Диора. В начале 1990-х знаменитый кутюрье запустил линию косметики для женщин. Поэтому на ковре рядом с портретом девушки изображена косметичка с последними новинками - тенями, румянами... Ковер-картина создан из белой мраморной крошки, в некоторых местах тонированной кирпичной пудрой. Декоративная косметика - тени, румяна, пудра - воссозданы с помощью голубых, розовых, сиреневых гортензий. Диор, увидев созданное мною панно, пришел в восторг! Заказ ему обошелся в 20 тысяч долларов.

- Чем вы удивляли арабских шейхов?

- Самшитовыми коврами, декорированными цветочными узорами. Арабы любят все яркое.

- Жак Ширак (президент Франции в 1995-2007 годах) что-то заказывал у вас?

- Самшитовые бордюры для своего родового замка. Точно такие попросила сделать и Катрин Денев для своей виллы, которая находилась в 50 километрах от Парижа. Такие бордюры не только служат декором аллей, но и способствуют поддержанию чистоты. Обычно в дорогих усадьбах есть центральная аллея, где прогуливаются хозяева, домочадцы и гости, а боковыми аллеями пользуется остальной персонал.
Садовник, к примеру, может пройти по аллее в грязных ботинках, благодаря же бордюрам грязь не перенесется на центральную даже в случае ливня или сильного ветра. Кроме того, вечнозеленые бордюры украшают территорию замка и зимой. Очень популярны и тоже практичны зеленые террасы в пентхаусах знаменитостей. Мировые звезды наблюдают за всеми, но их самих при этом не видно.

- Чем вас угощал Жак Ширак, когда вы работали у него на вилле?

- Никаких угощений не было. Работали мы обычно в то время, когда президента не было дома. Но однажды Жак Ширак приехал раньше обычного, подошел ко мне, крепко пожал руку и сказал: "Здравствуй, друг! Ты - волшебник". Этот день я никогда не забуду (улыбается).

- С нынешним президентом Франции Николя Саркози вы знакомы?

- Нет. Но он мои работы хорошо знает, ведь я оформлял парк Елисейского дворца - резиденции президента в Париже. Там есть большая поляна, на которой обычно в летнее время устраиваются встречи глав государств, я ее декорировал. Кстати, и те прекрасные аллеи, где потом они прогуливаются, тоже. Президенты меняются, а дворец остается.

- Вам приходилось когда-нибудь делать невозможное?

- И не раз (улыбается). Думаю, в этом кроется секрет моего профессионального успеха. Многие вещи я делал впервые, порою понятия не имея, с чего начать. Это был своего рода экстрим. Каждый раз, когда меня спрашивали: "Вы могли бы..." - я отвечал... "Да!" И хотя у меня три высших образования, считаю себя самоучкой, а главный мой учитель - Эксперимент.
Прошлым летом в Париже снимали фильм и попросили меня на одном и том же ландшафте создать четыре времени года. С летом проблем не возникало, так как оно было в самом разгаре. Осень я иллюстрировал, слегка подкрасив бурой краской листочки на деревьях и кустарниках. Для воссоздания зимнего пейзажа мой сын обрезал все листики на растениях, а ветки мы покрыли белоснежным муссом, подобным пене для бритья. Больше всего пришлось повозиться с весной - в течение нескольких часов мы прикрепляли на кусты бутоны роз.
Дизайнером становится тот, кто способен принимать смелые нестандартные решения и для кого не существует слова "невозможно"...."

вторник, 20 ноября 2012 г.

Сад как экосистема. Изготовление компоста и биогумуса

Чтобы вырастить прекрасный сад, вам, прежде всего, стоит позаботиться о плодородии вашей почвы. Постепенно, осознав гибельность чрезмерного внесения минеральных удобрений, садоводы всего мира переходят к наиболее рациональным, естественным методам "землетворения", используя для создания плодородной почвы компостные кучи, эффективные микроорганизмы (ЭМ) и специально выведенных для этих целей червей.
Компостная куча - неотъемлемый атрибут хорошего сада. Как мне кажется, лучшим ее видом является классическая двухсекционная, изготовленная из дерева, либо сложенная из кирпича. 
 Есть три главных фактора, влияющих на скорость и качество приготовления гумуса: правильность закладки слоев (сорняки - навоз - зола - земля), постоянно поддерживаемая влажность (для увлажнения должна использоваться вода не содержащая хлор) и регулярное (раз в 3 месяца) переворачивание содержимого кучи. Для ускорения процесса, могут быть использованы ЭМ-препараты, в разы повышающие содержание полезных микроорганизмов в компосте.
Еще одной технологией, позволяющей естественным путем и в сжатые сроки получить высококачественный гумус, является использование специально выведенных разновидностей червей (Eisenia foetida). Плюсом данного метода является то, что черви очень быстро перерабатывают любой органический мусор, включая бумагу, ткани, продукты жизнедеятельности животных, гнилые плоды, сорняки и т.д.
Технология использования червей "Старатель", выведенных известным российским ученым, профессором Анатолием Михайловичем Игониным, подробно и доступно разъяснена в нижеприведенном видеоролике.


Завершая данную тему, я хотел бы предостеречь вас от небрежности. Делайте все правильно с самого начала - пусть вид вашей компостной кучи не смущает гостей, а вызывает их неподдельный интерес и желание наследовать ваш опыт, а червячная гряда, укрытая и огражденная, станет украшением заднего двора. Любой элемент вашего сада должен быть функционален и эстетичен в равной мере, только тогда работа в саду не будет обременительной. Начните с малого, делайте все качественно и очень скоро вы достигните совершенства.

пятница, 16 ноября 2012 г.

Садовые путешествия: Сад дикой природы в лондонском Музее естествознания

Землей обетованной для всех любителей естествознания, и меня в том числе, является лондонский Музей естественной истории, в стенах которого до сих пор жив тот дух науки и странствий, что в далекие детские годы проникал в наши сердца со страниц романов Герберта Уэллса, побуждая нас учиться и исследовать окружающий мир в поисках знаний, тайн и великих открытий. 
О редчайших биологических коллекциях музея можно говорить бесконечно долго, однако, сейчас я хотел бы рассказать о великолепном Саде дикой природы - живой экспозиции, созданной специально для того, чтобы показать посетителям наиболее эффективные  садовые решения, призванные обеспечить  гармоничное сосуществования человека с иными, окружающими его формами жизни.
Чтобы найти в Сад дикой природы (Wildlife Garden), нужно при входе в Музей естествознания (вход в него бесплатный, как, впрочем, и в любой другой серьезный британский музей) повернуть налево и, пройдя через оранжевую зону и Центр Дарвина, выйти через автоматические стеклянные двери. Сад разделен на несколько зон, каждая из которых является ареалом обитания для определенных видов животных и растений - всего в саду  мирно сосуществуют около 1000 видов!
Уверен, всем садоводам будет интересно узнать, какими должны быть по-настоящему правильные, детально выверенные с научной и любых других точек зрения: живые изгороди, теплицы, птичники, пруды, кормушки, компостные кучи, укрытия для насекомых, жаб, летучих мышей... а, также, сотни других решений, превращающих сад в настоящий оазис дикой жизни.
Сад дикой природы учит наблюдать за окружающим миром, наслаждаться его красотой и учиться мудрой рациональности простых вещей. Это действительно уникальное место, где любовь к природе соединилась с научным подходом и многовековыми традициями садоводства.

воскресенье, 11 ноября 2012 г.

Садовые путешествия: Музей садоводства в Лондоне

Вернувшись из Лондона, я, как всегда, переполнен новыми приятными впечатлениями, источником которых, по большей части, является крайне бережное отношение британцев к окружающему миру, воплощаемое ими в садах, парках, скверах и лужайках.
Если вы хотите увидеть самые смелые проекты озеленения мегаполисов, или же, прочувствовать атмосферу старых лондонских садиков, вам стоит заглянуть в лондонский Музей садоводства
Найти музей не сложно - он находится в самом центре Лондона (Lambeth Palace Rd, London SE1 7LB), напротив Вестминстера. Вы упретесь музейную ограду, стоит лишь перейти Темзу по Ламбетскому мосту, который, кстати, тоже имеет некоторое отношение к садоводству - в обоих концах моста находятся скульптуры ананасов в честь Дж. Традесканта (младшего), первого садовода, сумевшего вырастить ананасы в Англии.
Когда-то здание музея было небольшой церквушкой, внутренности которой перепланировали, оставив нетронутым фасад и красивые витражные окна.
Обратившись к служителям музея, вы получите доступ к огромному количеству садовых каталогов и ботанических коллекций, а, также, в высшей мере квалифицированный ответ на любой вопрос, касающийся садоводства и ландшафтного дизайна в Британии. 
На стенах развешено множество проектов, отражающих прошлое, настоящее и будущее благоустройства Лондона. Мне особенно понравился проект озеленения автобусных остановок.
Через музейный кафетерий, наполненный ароматами чая и домашней выпечки, можно попасть в небольшой сад, заложенный основателями музея, оформленный в стиле традиционных лондонских городских садов конца 19 века, знакомых нам из советских фильмов о Шерлоке Холмсе: оплетенные виноградом стены, множество топиари, сокрытые беседки и непременный барельеф с изображением Зеленого Человека.
При музее имеется небольшой магазин, наполненный книгами, утварью и садовым инструментом, сделанным вручную, а, также, прочими замечательными мелочами, превращающими работу в саду в увлекательное хобби.
Посетив музей, вы получите множество новых знаний и вдохновляющих впечатлений, погрузившись в неторопливую атмосферу истинного британского садового искусства.